Всемирный день охраны труда — 28 апреля 2025 года

Истоки Всемирный день охраны труда берет со Дня памяти рабочих, погибших или получивших травмы на работе. Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП) и международное профсоюзное движение превратили этот день в событие общемирового масштаба, расширили его тематику, включив вопросы стабильной занятости и рабочих мест.

С 1996 г. его отмечают профсоюзы во всем мире. В 2003 г. МОТ предложила отмечать этот день официально. Сегодня его отмечают 175 стран, включая Республику Беларусь.

Во Всемирный день охраны труда проводится информационно-разъяснительная кампания, которая призвана привлечь внимание общественности к проблемам в области охраны труда и к росту числа травм, заболеваний и смертельных случаев, связанных с трудовой деятельностью. Ее цель — содействовать предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире.

Каждый год МОТ выбирает актуальную тему, связанную с безопасностью и гигиеной труда, которой будет уделяться особое внимание.

В 2025 году Всемирный день охраны труда посвящён революционным изменениям, которые привносят цифровые технологии и ИИ в сферу безопасности на рабочих местах.

Как цифровизация и ИИ меняют охрану труда?

 

1. Основные технологии и их применение.

1.1. Искусственный интеллект (ИИ) в безопасности труда.

Компьютерное зрение:

— Камеры с ИИ фиксируют нарушения (отсутствие СИЗ, опасные действия).

Предиктивная аналитика:

— Прогнозирование аварий на основе данных (например, износ оборудования).

Чат-боты и виртуальные ассистенты:

— Консультации работников по охране труда в реальном времени.

1.2. Интернет вещей (IoT — концепция сети передачи данных между физическими объектами «вещами», оснащёнными встроенными средствами и технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой и умные датчики.

Контроль параметров среды:

— Датчики CO₂, шума, вибрации, температуры передают данные в режиме онлайн.

Носимые устройства:

— Умные часы следят за пульсом, усталостью, перегревом.

1.3. Виртуальная (VR) и дополненная реальность (AR).

Обучение без риска:

— Тренажёры для работы на высоте, с химикатами, в ЧС.

— AR-инструкции:

— Пошаговые подсказки при ремонте оборудования (например, Microsoft HoloLens).

1.4. Цифровые двойники (Digital Twins)

Виртуальные копии заводов, шахт для моделирования аварий и оптимизации безопасности.

  1. Преимущества и риски цифровой трансформации.

 2.1. Преимущества:

— Снижение травматизма (до 50% по данным МОТ);

— Раннее предупреждение аварий (анализ данных в реальном времени);

— Удалённый мониторинг (особенно для опасных производств).

 2.2. Вызовы и риски:

— Киберугрозы: взлом систем может привести к катастрофам;

— Деперсонализация: чрезмерный контроль над сотрудниками;

— Необходимость переобучения: новые навыки для работников и специалистов по ОТ.

  1. Будущее охраны труда.

Автономные дроны-инспекторы (аудит строительных площадок, заводов).

ИИ-решения, принимающие решения (например, автоматическая остановка конвейера при угрозе).

Биометрические системы безопасности (распознавание усталости, стресса).

  1. Реализация.

Поэтапное внедрение – начать с пилотных проектов (например, IoT-датчиков).

Обучение персонала – цифровая грамотность + психологическая адаптация.

Разработка нормативов – регулирование ИИ и защиты данных.

Цифровизация и ИИ – не угроза, а новые возможности для сохранения жизни и здоровья работников.

В Республике Беларусь вопросам безопасности труда придается безусловное приоритетное значение. Право работника на безопасный труд – одна из важнейших гарантий в области труда, установленных Конституцией Республики Беларусь. Значение этого направления работы сложно переоценить. Меры по охране труда призваны спасти жизни и здоровье тысяч работников.

Отличительная черта политики в области охраны труда в Республике Беларусь – это активное влияние государства на процессы в сфере охраны труда через доступные ему механизмы и процедуры. Это, прежде всего, разработка и принятие законодательства, которое устанавливает обязательные требования и гарантии, определяет компетенцию в области охраны труда всех заинтересованных сторон.

На сегодняшний день в республике создана развитая законодательная база в области охраны труда, которая учитывает имеющийся положительный международный опыт и многолетнюю практику регулирования этих вопросов на национальном уровне.

Основным нормативным документом в области охраны труда является Закон Республики Беларусь «Об охране труда», который был принят в 2008 году. На основании данного Закона в Республике Беларусь создана целостная и взаимоувязанная система управления охраной труда, определяющей роль и задачи каждого из участников процесса обеспечения безопасных условий труда на всех уровнях: начиная от уровня республики и заканчивая конкретными организациями, должностными лицами и работниками. Она позволяет комплексно решать вопросы обеспечения безопасности на рабочих местах, создавая необходимые условия для реализации права работника на работу в безопасных условиях труда, а также на защиту своих прав и получение соответствующих компенсаций при наступлении несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

В то же время современное развитие требует новых идей и новых концепций. Необходимо совершенствовать существующие подходы, переходить от традиционного реагирования на уже случившееся происшествие, сделав гораздо больший акцент на профилактику. В этой связи в последние годы в республике политика в области охраны труда направлена на внедрение новых форм и методов профилактической работы по предупреждению производственного травматизма.

Основными методами реализации органами государственного управления государственной политики в области охраны труда являются:

1) функционирование отраслевых и территориальных систем управления охраной труда (далее – СУОТ);

2) совершенствование СУОТ в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях, направленных на выявление и минимизацию профессиональных рисков травмирования работников;

3) рассмотрение на заседаниях коллегиальных органов:

вопросов охраны и условий труда, профилактики производственного травматизма, соблюдения требований Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;

отчетов руководителей подчиненных (входящих в состав, расположенных на подведомственной территории) организаций по обеспечению охраны труда, трудовой и производственной дисциплины;

обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями с разработкой мероприятий по решению проблем безопасности труда, характерных для отрасли;

4) анализ результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;

5) проведение ежегодных отраслевых и территориальных смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда с целью формирования у работников и руководителей культуры охраны труда;

6) организация и проведение Дней охраны труда и других аналогичных мероприятий в подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организациях;

7) проведение семинаров и конференций по охране труда.

Проводится работа по укомплектованию организаций квалифицированными специалистами по охране труда.

В рамках работы по пропаганде безопасных условий труда в регионах проводились семинары и конференции по вопросам практического применения законодательства об охране труда, в том числе  проведена белорусско-российская конференция по вопросам охраны труда, на которой обсуждены вопросы унификации законодательства об охране труда в рамках Союзного государства, пути совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма.

Осуществляется мониторинг вредных условий труда путем проведения в организациях аттестации рабочих мест по условиям труда. Работникам, работающим во вредных условиях труда, предоставляются компенсации по условиям труда: право на повышенную оплату труда, сокращенная продолжительность рабочего времени, дополнительный трудовой отпуск.

В целях обеспечения на должном уровне контроля за фактическим состоянием условий труда в организациях и обоснованностью предоставления компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, законодательством обеспечено ведение банка данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда посредством АИС «Мониторинг условий труда на производстве».

Весь комплекс мероприятий в области охраны труда, от принятия законодательства и разработки систем управления охраной труда до государственного надзора и общественного контроля, направлен на решение одной главной задачи – сокращение производственного травматизма. В Республике Беларусь в этом вопросе удалось достичь определенных положительных результатов.

По видам экономической деятельности в 2024 году, как и в 2023 году, наибольшее количество случаев травмирования работников на производстве отмечается в организациях промышленности, сельского хозяйства, строительства и транспортной деятельности.

Мониторинг производственного травматизма показал,
что основными факторами травмирования людей на производстве
в 2024 году явились воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов и деталей, а также падение потерпевшего
с высоты и из-за дорожно-транспортных происшествий.

Попрежнему значительным остается количество несчастных случаев, происшедших при отсутствии опасного и (или) вредного производственного фактора из-за неосторожности потерпевшего.

Практически неизменным остается удельный вес причин, обусловленных действиями самих потерпевших, в частности нарушение ими трудовой и производственной дисциплины, инструкций по охране труда, нахождение их в состоянии алкогольного опьянения.

В целях обеспечения прав граждан на безопасный труд в Республике Беларусь с 1993 года введен институт государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда. В настоящее время его осуществляет специально созданный надзорный орган – Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах» наделил профсоюзы правами по защите прав работников на безопасные условия труда в рамках общественного контроля. Полномочия профсоюзов при осуществлении общественного контроля за соблюдением требований охраны труда определены Указом Президента Республики Беларусь от 6 мая 2010 г. № 240 «Об осуществлении общественного контроля профессиональными союзами».

Обеспечение охраны труда – это повседневная работа, и только при наличии глубокого внутреннего убеждения руководителя организации, иных должностных лиц, самих работников в том, что это важный элемент культуры управления, который обязательно принесет свои дивиденды, можно вывести работу по охране труда на новый качественный уровень.

 

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: