Четыре лучших голоса и виртуозные музыканты представили на сцене ОКЦ уникальную программу – аналогов исполнения арий под рок-сопровождение в мире нет. Это было мощно и завораживающе необычно. Солист Большого театра заслуженный артист России Андрей Григорьев и конферансье артист театра и кино Виктор Пипа после концерта рассказали «Гомельскай праўдзе» о легендарном проекте.
– Андрей, вы работаете в классическом жанре, а сложно или легко переключаться на современный и такой неожиданный для оперного певца стиль?
– Честно скажу, далось это нелегко, потому что при исполнении традиционных арий в современной интерпретации меняется ритмический рисунок: появляются синкопы, короткие ноты, то есть нет привычной плавности звучания как при оркестровом сопровождении. В этой программе своя специфика: нужно передать характер и текст произведения так, чтобы они были понятны. Есть даже такой момент: мощь, которая идет от группы музыкантов, в какой-то степени провоцирует перейти на крик, а наша задача сохранить аутентичность композиции. Но наши музыканты настоящие профессионалы, поэтому мы чувствуем себя в таком формате комфортно.
– На ваш взгляд, в рок-варианте высокое искусство что-то теряет или приобретает?
Виктор Пипа: – Я бы не стал сравнивать. Наши музыканты порой в связи с необходимостью добавляют в партитуру аккорды, которых нет в авторском произведении, потому что есть доли секунды, как у Паганини, где нужно успеть перескочить. При этом важно, чтобы ария прозвучала так, как написал композитор. Конечно, сложно заменить симфонический оркестр одной гитарой. Мы репетировали проект полтора года, прежде чем представили его публике. Аналогов таких программ на мировой сцене нет. Очень много вариантов исполнения классической музыки в рок-обработке, но чтобы это касалось оперы, то такой практики нет нигде. Да, Монсеррат Кабалье пела с Фредди Меркьюри, но это были его произведения.
Репертуар выбирал автор проекта режиссер Большого театра Олег Найденышев. Мы не загружаем зрителей сложными и непонятными произведениями.
Андрей Григорьев: – Отталкиваемся от их предпочтений, ведь прекрасно знаем, на что они приходят в классический театр. То есть берем в расчет критерий хитовости. К тому же не все произведения подлежат такому переосмыслению. С Вагнером точно работать не станем, потому как там другая музыка и сложный для восприятия немецкий язык.
– И все же произведения, представленные в таком «двойном» формате, – это естественное развитие серьезного искусства или желание стать ближе к зрителю?
Виктор Пипа: – Это одна из попыток донести лучшие произведения мировой классики до неискушенной публики. Не единожды было так, что люди слушали арии в нашем исполнении и хотели узнать о них больше. Особенно это касается молодежи. Одна женщина написала нам, что после концерта с сыном-подростком до двух ночи слушала произведения в оригинале, на это наш концерт сподвиг многих других. Как-то в Петербурге проводился open air, в Петродворце установили две сцены. Один и тот же репертуар исполнялся артистами Мариинки в классическом варианте с большим симфоническим оркестром, а на соседней площадке выступали мы. Да простит меня Мариинка, но вскоре даже бабушки стояли перед нашей сценой. В «Легендах оперы» заложен драйв, а это привлекает внимание. Но, понятное дело, традиционное исполнение и адаптированное под рок не исключают друг друга.
Андрей Григорьев: – Более того, для этой программы еще нужно подобрать певцов. Это серьезная музыка, не каждый потянет такой широкий диапазон. У нас два состава. Как мы говорили, есть небольшая корректировка нотного полотна, но это делается не для упрощения. В оригинале песни Мефистофеля из «Фауста», которую я исполнял, появляются верхние ноты, которые к тому же не каждый возьмет. Так что приближение арий к популярному исполнению делает их даже сложнее.
Виктор Пипа: – При создании программы режиссер поставил задачу идти к неискушенному зрителю, потому что истинных поклонников оперного искусства не так много. Мы же сделали проект, который понравится широкой аудитории. Таким образом даем возможность всем прикоснуться к мировой опере, убедиться, какая же это потрясающая музыка, заново открыть для себя вечную классику.
– Несколько человек у вас смогли заменить целый симфонический оркестр. Как набирали команду музыкантов?
Виктор Пипа: – У нас два состава, первый – это группа «Фрукты», которая работала на Первом канале. В ее составе был родственник нашего режиссера, у него и возникла идея «Легенды оперы». Выбирали музыкантов исходя из их желания и готовности создавать что-то необычное, событийное, потрясающее. К нам приходили известнейшие люди, но через пару недель им становилось сложно. В итоге включили в команду тех, кто сказал: да, это вызов, но мы хотим попробовать сделать нечто уникальное.
– Что вы чувствуете, когда выходите на сцену после последней композиции?
Виктор Пипа: – Сегодня у нас был 93-й концерт. И зрители всегда аплодируют нам стоя. Чувствуем, что они рады, воодушевлены и благодарны за то, что мы подарили им такое потрясающее культурное событие. И нам это приятно.
Источник: http://gp.by
© Правда Гомель
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: