Танковые колеса под сценой и тонны грима: в Гомельском драмтеатре разрешают заглянуть за кулисы всем желающим

Не только насладиться спектаклями, но и узнать, на каких «китах» держатся театральные традиции и как создается зрелищное действо, — именно это с недавнего времени предлагает сделать Гомельский областной драматический театр. Нетипичный экскурсионный маршрут «Театр начинается с…» проходит через импровизированную ретрофотовыставку, сцену, реквизиторскую, костюмерный цех и даже святая святых — актерские гримерки. У гостей есть уникальная возможность прогуляться по цокольному этажу, где вот уже более 85 лет театральному искусству служат… настоящие танковые колеса. Такое точно нельзя пропустить!

Драма начиналась в цирке

Экскурсия в драмтеатре начинается по классике — с вешалки. Но что можно считать реальной отправной точкой маршрута, так это погружение в историю. Выставка архивных фото, расположенная в холле, как путешествие во времени, в которое отправляемся вместе с работниками драмтеатра, встречающими группы экскурсантов:

— К моменту открытия театра русской драмы в Гомеле сложилась особая творческая атмосфера. Была широко развита издательская сеть, действовали драматические студии и любительские театры. Уже бытовало мнение среди гастролирующих трупп, что если в Гомеле спектакль примут хорошо, то и в других белорусских городах постановка пройдет на ура. Поэтому именно сюда в 1939 году приехали из Москвы выпускники курса ГИТИСа, недавние студенты народного артиста СССР профессора Леонида Леонидова. Взгляните на архивное фото со сценой из спектакля «Ревизор». Это первая постановка труппы — 20 декабря 1939-го. Молодой коллектив работал в деревянном цирке на улице Комсомольской (ныне проспект Ленина). Благодаря сохранившимся снимкам видим, каким он был.

Здание цирка — первое помещение театра, 1939 год.
Фото из архива Гомельского облдрамтеатра

«Зал — поляна, поросшая сосняком»

Собственное здание для театра планировали строить в начале 1940-х. Но помешала война. Часть актеров ушла на фронт. Погибли Родион Ощепков, Борис Кукес, Алексей Моляревский… Директор театра Степан Шуцкий стал комиссаром Гомельского полка народного ополчения.

Именно в Гомеле была создана первая фронтовая концертно-эстрадная бригада. Основа — молодые актеры. За время войны дали более 2500 концертов. О том, как это было, в своей книге «Особое подразделение» описал Сергей Остроумов, один из гомельских участников бригады. Например, атмосферу первого концерта 3 июля 1941 года автор передавал так: «Зал — огромная поляна, поросшая редким сосняком, зрители — только что мобилизованные красноармейцы… С волнением мы поднимаемся на кузов грузовика с опущенными бортами — сценическую площадку, которая на долгие годы войны станет постоянным, можно сказать, классическим видом фронтовой концертной эстрады».

Первый спектакль «Ревизор», 20 декабря 1939 года.

Ручная работа

На том месте, где нынче стоим, проспекте Ленина, 1, и возвели театр в 1954-м. Во время экскурсии становится понятно: Гомелю крупно повезло. Успел обрести атмосферное здание до того, как в 1950-х вступило в силу постановление о борьбе с излишествами и украшательствами в архитектуре. Поэтому входной портик с колоннами, скульптуры, лепнина, мрамор, позолота, венки, цветы, звезды — все это при нем, встречает и окружает зрителей по сей день.

К слову, изначально зрительный зал был рассчитан на 800 мест. Теперь — 488. Куда делись 300+? На этот вопрос у работников театра есть толковый ответ. Во-первых, прежде кресла были чуть уже, а значит, в ряду их было больше. Во-вторых, ложи у центрального входа в зал заняли световые центры, которые раньше находились практически под куполом. В-третьих, и это случайно обнаружилось во время ремонта, нынешние простенки в прошлом были нишами, где тоже стояли кресла.

А вот частый вопрос, который обычно задают посетители младшего школьного возраста, глядя на монументальную люстру, освещающую зал: «Она не упадет?» Детвору заверяют: «Исключено. Конструкция на системе двойных подвесов». Кстати, эта самая люстра из чешского стекла весом 1,2 тонны изготавливалась в Ленинградских художественных мастерских специально для Гомельского драмтеатра к открытию в 1954 году. Когда труппа уходит на каникулы, ее снимают, чтобы отмыть до блеска. В такие моменты эта красота занимает 1/5 пространства зала.

Впрочем, вопросы тут задают не только гости, но и работники театра. Любят ставить в тупик словами: «Что общего между сценой и русской печью?» Оказывается, колосники. В печи это решетка, на которую кладут дрова. А в театре мостки под куполом на высоте 18 метров, стоя на которых рабочие вручную с использованием веревочных канатов поднимают и опускают декорации. Да-да, это делается не по кнопке. И спектакль нужно знать, чтобы ориентироваться в репликах и точно по тексту приводить декорации в движение.

Декорации спектакля в миниатюре.

Кстати, редкий зритель вот так запросто может постоять на сцене. А экскурсанту позволено. Да еще в декорациях предстоящего спектакля. Нам, например, выпала возможность прогуляться под зонтиками «Незамужней женщины».

Но не меньше эмоций получаешь на цокольном этаже театра, фактически в подвальном помещении. Более 70 лет поворотный круг сцены опирается на 12 танковых колес. После войны все уцелевшее и функциональное шло в ход. Пригодились и колеса от танков, которые за десятилетия ни разу не подвели!

Те самые танковые колеса.

Оденут и причешут

Сотворить профиль поэта из постановки «Маленькие трагедии. Пушкин», примерить образ Аграфены Саввишны из «Женихов» — такой интерактив пока не предлагают, иначе понадобится не экскурсионный час, а день. Но заглянуть в актерскую гримерку, костюмерный, декорационный, гримерный, реквизиторский цехи — это, пожалуйста.

В костюмерном застаем персонал за делом — наглаживают костюм главного героя «Утиной охоты»… В среднем на одну постановку шьют до 20 вариантов одежды. Все здесь, все сами. Под хранение образов действующих спектаклей — отдельное помещение. Под архивные — свое пространство. Счет костюмов на сотни. К слову, послужившие сцене наряды можно взять в аренду по совершенно доступным ценам. Говорят, услуга активно пользуется спросом. Мне, например, приглянулось платьице с королевским воротом. Осталось решить, куда бы такое надеть.

В реквизиторской и вовсе глаза разбежались. Тут есть все: от мини-вариантов паровоза и Эйфелевой башни до аккордеона и телефонной будки. В гримерной впечатлили и обстановкой — сотни баночек, палеток, кисточек, и числом — за время работы театра использовано 4,5 тонны грима!

В ТЕМУ

С Гомельским театром связаны имена выдающихся артистов. В 1955 году роль Ивана Рыбакова в одноименной пьесе Гусева играл народный артист СССР Борис Бабочкин — тот самый Чапаев из легендарного советского фильма. А в роли Ларисы в «Бесприданнице» здесь блистала заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии Нина Алисова. Актер из первого довоенного состава театра Петр Чернов исполнил роль начальника советской разведки Громова в «17 мгновениях весны». Именно ему, Алексу, слал шифрованные сообщения Юстас — главный герой сериала Штирлиц. После войны Чернов служил во МХАТе, снялся во многих советских фильмах, стал народным артистом РСФСР.

ЦИФРА 

За 85 лет в Гомельском драмтеатре побывало более 10 миллионов зрителей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

В наше время спектакль ставится за 1—1,5 месяца. Пока актеры работают над сценарием, главный художник создает декорации в масштабе 1 к 25, которые потом «выращивают» до нужных сценических размеров.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: