Раскрываем секреты Охотничьего домика в Гомеле и рассказываем, при чем здесь Александр Пушкин

Это желтое здание с шестью белоснежными колоннами привлекает внимание изяществом и оригинальностью архитектурной задумки. Главный хранитель фондов Музея истории города Гомеля Анастасия Ропот рассказала его историю и развенчала некоторые мифы.

Этаж-«недоросль» и желтый цвет

Изначально здание было магазином (так в XIX веке называли склады, например, зерна). Потом приглянулось графу Николаю Румянцеву, решившему перестроить его под летнюю резиденцию. Растянувшаяся с 1818 по 1822 год стройка подарила дому новую жизнь. Московский архитектор Иван Дьячков придал особый шарм, продумал вид с улиц Ланге и Билецкого, и особняк засиял как драгоценность в короне города.

Деревянное здание на каменном фундаменте, с двумя большими и двумя маленькими крыльцами преобразилось. Облицованные кирпичом и оштукатуренные стены создали иллюзию цельнокаменной постройки. Практичное решение позволяет и сегодня в зной хранить прохладу. Благодаря удачному размещению внутрь не проникают прямые солнечные лучи, но при этом дом прекрасно освещается. Здание с флигелем венчает портик, а над ним – второй этаж в виде мезонина с балконом, выход на который украшает полуарка.

Как отмечает Анастасия Ропот, особняк – один из образцов типового строительства, возникшего в XIХ веке. Тогда для единства стиля и гармонии разработали общие концепты зданий, изданных в альбомах «Собрание фасадов, Его Императорским Величеством высочайше опробованных для частных строений в городах Российской Империи». Правда, в гомельский графский особняк архитектор внес изысканные нюансы: с двух сторон арки в мезонине вместо прямоугольных окон разместил скульптурные барельефы с танцующими нимфами. Правила строительства не нарушил, но сделал лучше. Хитрости таятся и в этажности.

– Де-факто здание двухэтажное, но де-юре – одноэтажное, потому что мезонин – это этаж-«недоросль» с низкими потолками, в XIХ веке за полноценный не считался, а потому и налог за него рациональный хозяин не платил, – поясняет собеседница.

Главный хранитель фондов Музея истории города Гомеля Анастасия Ропот может увлеченно рассказать о каждом экспонате

Наслаждался красотой летней резиденции граф недолго, умер пару лет спустя после окончания строительства. Здание перешло в военное ведомство. С середины XIХ века в нем проживали чиновники. Вначале семья городского главы Адольфа Крушевского. Семье Лисовских усадьба досталась как приданое в результате брака Антонины Крушевской и Александра в 1914 году. Последняя владелица – Ирэна Голынская (в девичестве Лисовская). Из-за Октябрьской революции хозяева уехали в западную Беларусь, после в Польшу. В вагон с имуществом попал снаряд, поэтому все предметы канули в Лету, в том числе рисунок Рембрандта из семейной коллекции Лисовских.

Что касается цвета, то желтый для жилых зданий того времени был нетипичен. Чаще в такие тона красили госучреждения. На сохранившемся снимке, когда особняк принадлежал Лисовским, он сизо-зеленого оттенка. Вероятно, желтым стал после 1917 года, когда в здании заседала военная Чрезвычайная комиссия, или позже, когда в 20–30-х годах ХХ века работала первая в городе радиостанция.

Во время Великой Отечественной дом, размещенный на высоком берегу реки Сож, чудом уцелел. Анастасия Ропот рассказала, что в послевоенное время в здании разместились радиокомитет, переговорный пункт, кассы телеграфа. В 1949-м после небольшого косметического ремонта строение занял радиоузел с радиостудией. Студия работала до 1960-го, располагалась в правой части особняка, а в левой в 1950–1968 годах жила семья начальника Управления связи Ильи Яночкина. Об этом сотрудникам музея рассказала его дочь Светлана Грушевская и поделилась уникальными снимками.

К 1980-м пришло время заботы: зданию был необходим ремонт. Эту миссию возложили на областной краеведческий музей. Реконструкция длилась с 1993 по 1997 год. Кроме обновления, появилась пристройка.

Охота, Пушкин, дом ампир и Кузяка-Музяка

Кажется, граф Румянцев отлучился на минутку

Почему здание называют Охотничьим домиком, остается загадкой. Анастасия Ропот скрупулезно искала ответ на волнующий вопрос в архивных документах:

– Сначала это был «дом, который в саду» (для Николая Румянцева), затем дом Крушевского, в начале ХХ века – Лисовского. И вдруг в альбоме «Гомель в фотоиллюстрациях» 1961 года под снимком главного фасада появляется надпись «Памятник архитектуры по ул. Ланге (б. охотничий домик П. А. Румянцева)». В аннотации содержатся сразу две неточности, но название прижилось, сбивая посетителей, ожидающих увидеть образцы оружия и трофеи графа. Вводит в заблуждение и установленный рядом со зданием бюст Александра Пушкина. Есть даже легенда, будто в доме он останавливался, жил и творил, но документальных подтверждений нет.

Особняк также называют Домом ампир из-за особенности оформления фасада. Историк пояснила, что в 20-е годы XIХ века популярный стиль классицизма с победоносными символами получил широкое распространение благодаря Наполеону. Румянцев, как и вся русская интеллигенция, был большим поклонником Франции, поэтому для особняка применил классический подход с ампирными чертами.

С колоритным домом с мезонином связана и мистическая история.

– Когда уходили посетители, а по периметру всё было закрыто, на первом этаже слышали шаги. В здании местами скрипит паркет, тихо пройти невозможно даже призраку. Поступь эхом разносилась, слышал ее не один человек, но никого не встречали. Это происходило периодически, стоило задержаться на работе. Привидение нам не докучало, просто немного становилось не по себе, – рассказала Анастасия Ропот. – Мы назвали домового Кузяка-Музяка. По старинному поверью считалось, если сущности дать имя, она успокоится. Верить этому или нет, не знаю, но привидение больше не проявлялось.

Хранят свою историю

В детской коляске выросли как минимум два поколения гомельчан, она до сих  пор на ходу

С 2009 года в старинном особняке находится Музей истории города Гомеля – настоящая жемчужина областного центра. Основной фонд насчитывает более полутора тысяч уникальных экспонатов, в которых частица души города. Самый древний артефакт – фрагменты бивня мамонта и челюсть шерстистого носорога. Есть экспонаты о развитии аптечного дела в 30-е годы ХХ века. Привлечет внимание необычная шкатулка начала XХ века, в которой хранились эвкалиптовые лепешки от кашля и хрипоты. Отрадно, что около 90% экспонатов музею подарили гомельчане.

– Активно пополняет фонды Юрий Голубинский. Семья передала документы работника судоремонтного завода Василия Брилевича, среди них авторское свидетельство на изобретение «Смеси для изготовления литейных форм» и Почетная грамота Гомельского облкома за создание новых судов. Александр Веснин принес брошюры песен групп Pink Floyd и Rolling Stones 1990-х годов на английском языке с русским переводом. Увидите много бытовых предметов, изготовленных на наших предприятиях. Мало кто знает, что подшипниковый завод выпускал кнопки и зажигалки для газовых плит, «Гомсельмаш» – столовую посуду и чеканные панно, а радиозавод – детские проигрыватели «Песенка» и игрушечные пистолеты-фонарики. Эти предметы не древние, но несут историческую и культурную ценность, – уверена историк.
Шкаф начала XХ века, созданный как свадебный подарок, передала музею семья Калининых

В музее семь экспозиционных залов, включая интерьерную часть – столовую, кабинет и спальню начала ХХ века. Над их созданием славно потрудились признанные музейные специалисты Татьяна Литвинова и Муза Огай. В интерьерах представлены антикварная мебель, картины, часы, посуда, зеркала и другие предметы. Мезонин занят выставкой художника Виктора Барабанцева. Экскурсоводы с удовольствием расскажут много интересного из жизни Гомеля и особняка, который навсегда останется загадочным Охотничьим домиком.

Источник: https://gp.by
© Правда Гомель

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: