Песни соловьиного берега, или Как в Тонеже берегут культурный код предков

Уникальный, самобытный, колоритный, легендарный — даже все вместе эти эпитеты не в полной мере раскроют и охарактеризуют народный фольклорный коллектив «Таняжанка» одного из самых певучих местечек белорусского Полесья — деревни Тонеж. Поклонников «Таняжанкі» Лельчицкого районного центра культуры и народного творчества можно встретить в разных точках мира. А на «Чырачку» — древний обрядовый праздник зазывания весны — съезжаются не только со всех уголков Беларуси, но и гости из других стран. За значительные достижения в сохранении музыкального наследия, обычаев и традиций Полесского региона коллектив удостоен специальной премии Президента Беларуси деятелям культуры и искусства. Накануне важной для коллектива поездки в столицу на репетицию «Таняжанкі» заглянули и корреспонденты БЕЛТА.

С переливами да с перекатами

Дважды в неделю, по вторникам и воскресеньям, отложив все многочисленные сельские дела, участницы коллектива торопятся в местный клуб.

«А если впереди выступление, то собираемся и чаще, почти каждый день», — встречает нас руководитель «Таняжанкі» Тамара Приболовец.

Считаные минуты приготовления — и участницы затягивают «Калядную», которой и будут удивлять на столичной сцене.

«Зажурылася крутая гара. Святы вечор», — с первых строчек от раскатистого многоголосия захватывает дух.

Эта песня, как и все другие в репертуаре коллектива, живет на тонежской земле многие годы. На этих песнях выросли поколения местных жителей.

«В деревне песен не сосчитать. Раньше люди как жили? Стала женщина жито жать — рождается песня, грибы берет — снова поет», — даже говорит нараспев, с богатыми интонациями солистка Мария Карась.

«Мы чувствуем эти песни, обычаи душой. Ведь это все богатство передавалось нам от наших бабушек, а им — от их бабушек, из уста в уста», — добавляют другие участницы коллектива.

И сама песня тонежская — особая, убеждены участницы коллектива. «Она с переливами, перекатами, приостановочками и заводами, много в ней переходов, как мы говорим, колен», — перечисляет Мария Карась.

От «Гурта» до «Таняжанкі»

«В Тонеже всегда любили петь. Нашу деревню называют соловьиным берегом», — с гордостью отмечает Тамара Приболовец. Первый песенный коллектив образовался в Тонеже еще до Великой Отечественной войны. Назывался он просто и понятно «Гурт». Состоял из двух частей — «Довгород» и «Крывуля», по названиям местных улиц.

«Люди не знали нотную грамоту, но без песни не представляли своей жизни», — подчеркивает Тамара Ивановна. В музыкальных образах они передавали радость и переживание, повседневный быт и праздники. По ее словам, даже в годы войны песня помогала сельчанам справиться с нестерпимой болью и огромным горем.

После войны певческий коллектив вновь собрался. В конце 1960-х — начале 1970-х годов это был большой хор, в котором звучали более 40 голосов. С каждого деревенского двора тогда кто-то участвовал в хоре. Много в коллективе было семейных пар. Например, трое братьев Дриневских ходили со своими женами.

Шло время. Кому-то из участников петь уже не позволяли силы, кто-то уходил из жизни. И в 2006 году хор реорганизовали. Над названием коллектива-преемника долго думать не пришлось.

«Емкое «Таняжанка» сразу дает понять: мы все из Тонежа», — аргументирует Тамара Приболовец.

Бесценный вклад в развитие коллектива внес уроженец деревни Михаил Дриневский, который с 1975 года был художественным руководителем и главным дирижером Национального академического народного хора имени Г.И.Цитовича.

«Даже уехав из Тонежа, Михаил Павлович был всегда с нами на связи. А когда наведывался в родное село, то приходил в коллектив, давал советы. Он чувствовал дух тонежуков, дух деревни. Учил не просто любить песню, а исполнять так, как мы слушали в детстве, как звучала она у наших бабушек, без каких-либо обработок», — рассказывает Тамара Приболовец.

Песни без возраста

Сегодня «Таняжанка» — это 12 человек. «Отбора в коллектив как такового не было. Главное — желание и умение «спяваць», — называет основные критерии руководитель.

Участницы шутят: на репетиции и выступлении все они одного года рождения, хотя разница между некоторыми из них более полувека. Младшей исполнительнице нет еще и 30, а старшая уже разменяла девятый десяток.

«Возраст песне не мешает», — уверена самая взрослая участница Валентина Чернушевич. В коллективе она буквально с первых дней его существования.

«Мо, 13 годков мне было, когда начала петь. Нас, малых, и в клуб не пускали. Но мы стали около клуба, запели, так директору хора понравилось, что взял нас. От того времени и хожу на спевы», — листает дневник памяти сельчанка.

Валентина Емельяновна признается, что строчка «песня строить и жить помогает» точно про нее. «Бывает, приду со спевов, лягу да не сплю, а сама себе пою», — смеется собеседница.

Без тонежского песнопения не представляет своей жизни и Тамара Приболовец. Сама она родом из Петриковского района. После окончания Могилевского училища культуры 21-летняя девушка по распределению отправилась в Симоничи Лельчицкого района. Спустя время попала в Тонеж. «Так здесь и осталась и живу по сей день», — добавляет она.

С молодых лет в тонежском певческом коллективе Мария Карась. Окончив школу в деревне, она поехала учиться в Гомель. После вернулась в родные края. «Пошла замуж, родила первого хлопчика. Дитя оставляла своей бабе. А мать, батька и я ходили уже на репетиции»,- вспоминает начало своего творческого пути в коллективе исполнительница.

Задумавшись, она добавляет, что вообще песню слышала и полюбила с пеленок. «Баба моя хорошо пела. Пойдем в лес по грибы да ягоды, она постоянно с песней. Говорила мне: «Не бойся в лесу. Если я и отойду, по песне услышишь». С песней она была и на поле — когда просо полола, или картошку, или еще что-то. Взрослые пели, и я вместе с ними. Я и не знала, что можно не петь», — улыбается собеседница.

И тут же переходит на серьезную тему о том, что народная песня очень дорога и мила ее сердцу. «В ней и любовь, и Родина, и лес, и поле, и батькова хата — все есть в этом народном богатстве», — не скрывает восхищения Мария Карась.

Подтверждение ее слов — в репертуаре коллектива. Заставит по-доброму улыбнуться «Як пасеяў Андрэй грэчку». «Як пайду я цемным лесам» — о тоске по отчему дому на чужбине. «Каля рэчанькі два дубочкі», а по-тонежски «Таечка», — о том, как завоевать девичье сердечко. О нелегкой доле девицы-красавицы — «У гародзе верба росла».

Народную песню «Таняжанка» несет исключительно в народных костюмах. «Мы выступаем в традиционном тонежском костюме. Вышиваем все сами, как учили нас старожилы. Сорочки, кабаты, специальные безрукавочки, раньше были андараки, теперь перешли на юбки с лентами. Прежде и хустачки вышивали, а нынче покупаем», — демонстрируют наряды участницы коллектива.

Чтобы тонежская песня жила вечно

Всю безграничную любовь к фольклору сельчанки стараются привить и молодому поколению. По их словам, основная миссия коллектива — не потерять ту песню, которая звучала на тонежской земле столетия тому назад на свадьбах и в поле, сохранить уникальные обряды и традиции.

Тамара Приболовец обращает внимание: в деревне дети, подростки охотно и с интересом принимают участие в обрядах. Многие уже хорошо знают традиционные песни. «Надо приводить в коллектив новых людей, молодых. Это поможет сберечь уникальное богатство наших предков», — убеждена она.

«Мои внучки, когда приезжают из Мозыря в Тонеж, ходят на спевы, колядовать и на другие обряды. Учат бабину песню. Очень хочется, чтобы она оставалась жить в Тонеже. Ведь такой песни больше нет во всем свете «, — добавляет Мария Карась.

Об уникальном богатстве «Таняжанка» расскажет и на выступлении в столице. «Мы много где были, много где выступали, но волнение есть перед каждым выходом на сцену. Не хочется подвести себя и своих земляков. И нужно пропеть так, чтобы песня осталась в душе у зрителя, затронула самые глубокие струны», — делятся переживаниями участницы.

После поездки в Минск коллектив сразу же приступит к подготовке древнего обряда, который является нематериальной историко-культурной ценностью Беларуси. И уже 26 февраля в Тонеже ждут гостей на «Чырачку». «Будем вместе звать весну», — приглашает коллектив.

«Помимо «Чырачкі» проводим обряды и на Троицу, Коляды, делаем щедровки. Все это наши традиции, по которым жили предки. В них философия, правила, мудрость жизни. В них тот культурный код, который передали нам и который обязаны сохранить мы», — заключает Тамара Приболовец.

Источник: БЕЛТА

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: