Последний день Масленичной недели — один из самых ярких и ответственных дней для жителей Тонежа Лельчицкого района. Чтобы громко-дружно распрощаться с зимой и позвать весну, на «Чырачку» собирается весь агрогородок. Да что там агрогородок — стать свидетелями и участниками старинного обряда, который включен в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси, едут со всей области, из разных уголков Беларуси и даже других стран. Прикоснулись к уникальной традиции белорусского Полесья и корреспонденты БЕЛТА.
Сколько лет обряду, сегодня сельчанам сказать сложно. «Веками он с нами», — с гордостью говорят жители Тонежа. И добавляют: предки верили — коль весну как следует не позвать, так и не придет она, теплом не одарит.
Готовиться к зазыванию весны тонежанцы начинают еще с субботы. Вечером в хатах хозяйки пекут печенье в форме птичек — «чирочек» — они-то и дали название обряду.
«На своих крыльях эти птушачки весну-красну несут», — рассказывает о сакральном символе жительница деревни, участница народного фольклорного коллектива «Таняжанка» Лельчицкого районного центра культуры и народного творчества Надежда Дриневская.
У нее же узнаем и рецепт волшебных птичек. «Он достался мне еще от моей бабушки, а ей — от ее. Для теста беру кефир, соль, сахар, немножко сметанки, два яйца. Все замешиваем. Глазки — из черники или черной рябины. Изюм не подойдет, слишком большой для ока, выпадет», — погружает в тонкости выпечки собеседница и угощает лакомством.
К полудню у местного дома культуры собираются и дети, и взрослые, и местные жители, и приезжие.
«Тонежа зямля шле паклон гасцям. Шчасця, міра и здароўя мы жадаем вам», — радушно встречает всех народный коллектив и приглашает присоединиться к украшению одного из атрибутов обряда — зеленой молоденькой елочки. Для нее подготовлены уже и яркие ленты из атласа, и пышные цветы из разноцветной бумаги. «Эти цветы и ленты — как символ пробуждения весны. И чтобы птицы прилетели, увидели, что людям этот праздник дорог», — объясняют необходимость красочного убранства сельчанки.
Одна из девочек вспоминает: бабушка рассказывала ей, как раньше для обряда бумагу красили. «А мы елочку радзілі. У Мозыр за паперой ходзілі», — звонкой песней добавляют участницы коллектива.
После дружная гурьба выходит на улицу.
Сельчанки постарше да дети рассаживаются по повозкам, запряженным лошадьми. Остальные готовятся идти пешком.
Во главе колоны — парни, что несут нарядную елочку и чучело Зимы.
Пятнадцатилетнему Никите Новаку доверяют украшенную ель уже не первый год. «Где-то с восьми лет участвую в обряде. Это всегда ответственно. Ведь возглавляешь весь процесс», — волнуется парень.
Праздничное шествие шумно растекается по пробуждающимся от зимы улицам деревни.
«Ой, чырачко, ой пташэчко,
не залятай далечко.
Не занось мойго венчыка.
Бо мой венчык — потрэбчык.
Трэба братка жанiцi,
А сестрыцу оддаваць,
А сестрыцу оддаваць
Да вяселлечко спраўляць», — льется эта и другие песни на протяжении пути.
Тех, кто встречает процессию у своих хат или просто идя навстречу, обязательно потчуют «чирочкой». «Положи ее в карман — в этом году женишься. Только не кусай», — дает наставление юноше Надежда Дриневская.
«Поставьте на окенце. Будет год стоять, не испортится, не треснет, плесенью не покроется», — добавляет, угощая девушку, Валентина Атаманчук.
По пути сельчане знакомятся с гостями, что приехали на праздник. «Могилев, Кричев, Минск, Гомель, Жлобин», — слышны в шествии названия городов.
Путь примерно в полтора километра под песни и разговоры проходит быстро. И вот уже Черничева гора — самое высокое место в округе. На горе первым делом на высоком пне старого дерева расстилают расписанную узорами салфетку, на нее бережно укладывают птичек из теста.
«Чтобы весна видела, как мы ее встречаем, привечаем», — объясняет Тамара Приболовец.
Здесь, на горе, участники выстраиваются в несколько кругов хоровода, который дружно вьется под раскатистое «Благословите, люди добрые, весну гукати». «Бог благословит», — трижды звучит в ответ.
«Ой, гу весна. Гу-уу-ууу», — разносится многоголосие всех «зазывальщиков».
Гостей приглашают поучаствовать и в играх, в которых юноши и девушки на выданье присматриваются друг к другу. Одна из таких забав — «Ящур». В центре круга становится парень, который «жаніціся хоча». Из хоровода красных девиц выбирает себе ту, что приглянулась.
«Ясный панок, не бери мой венок», — просят юные девушки и отдают взамен любой предмет, что есть с собой — ключ, перчатку или платок.
«А я замуж хочу», — крепко хватает за руку одна из красавиц и останавливает хоровод. Парень возвращает собранные фанты девушкам, но за это они должны исполнить его желание — спеть, станцевать, поблагодарить кого-то за доброе дело.
В другой игре, став по двое, люди бегут через «ворота», построенные из поднятых рук, выбирая себе пару. «Бежать надо звонко, быстро, как весенние ручейки» — проводят аналогию сельчане.
Еще один обязательный ритуал «Чырачкі» — скатиться с горы. Если снега нет, как в этот раз, гору устилают ткаными покрывалами.
«Вот скатишься — год спина болеть не будет. Проверено не раз, а мне в мае исполнится уже 66 лет», — готовится первой к такой «терапии» Валентина Атаманчук.
«И мои родители, и бабушки качались с горы, и я подойду. Говорят, что болеть в таком случае не будешь, не возьмет никакой недуг, и будет всем благополучие. Мы верим в это», — добавляет Ангелина Журавская.
В одиночку, по парам — от веселых «покатушек» устоять не могут ни молодежь, ни старики.
«За чэрэтом зелененькім
Ляжыць ніва не орана,
Не орана, не сеяна…», — заводят участницы «Тонежанки», приглашая всех участников к развесистому старому дубу. Взявшись за руки, люди становятся в круг. Один из парней забирается на дуб и устанавливает на нем наряженную елку. «Чем выше, чем ближе к солнцу, тем лучше», — поддерживают его односельчане.
В это время поджигают и чучело Зимы. «Сгорит баба полностью, быстро, значит, скоро будет весна. А если будет гореть да тлеть, рука, например, останется, то зима будет долгой. Вот в прошлом году рукав остался, и зима затянулась», — делится наблюдениями Анастасия Дорошевич.
За считанные минуты от чучела остается лишь пепел. «Знать, близко уже тепло», — счастливы сельчане. И будто услышав их искреннюю радость, лучи солнца пробиваются сквозь свинцовые облака, только что осыпавшие землю колючим снегом, и озаряют ярким светом деревню.
Обряд завершается угощеньями — вкусными блинами, ароматными колдунами, золотистой кашей из печи, хрустящей капусткой да наваристой юшкой и, конечно, «чирочками» — предвестниками, как верят в Тонеже, скорой весны.
БЕЛТА,
фото Сергея ХОЛОДИЛИНА.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: