Социальное партнерство

В Гомельской области заключены и действуют 3 областных, 4 городских и 16 районных отраслевых соглашений. При заключении в 2022 году новых областных соглашений, благодаря совместной работе социальных партнеров, все предыдущие нормы и гарантии в них были сохранены. В 2024 году внесены нормы, предусматривающие при заключении контракта с работниками устанавливать повышения тарифных ставок (тарифных окладов), а для работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций – надбавку в размере не менее 30%.

Нормы и положения Генерального, республиканских и областных тарифных соглашений являются основой для проведения коллективно-договорной работы в отраслевых организациях.

На сегодняшний день в области действует 271 коллективный договор и 4 соглашения, заключенных первичными профсоюзными организациями студентов (учащихся). Благодаря им дополнительные социальные гарантии получают 11,9 тысяч работников – членов профсоюза, 794 неработающих пенсионеров, оставшихся на учете в профсоюзных организациях и 612 студентов.

В отчетном периоде продолжалась целенаправленная работа областного комитета по заключению коллективных договоров в каждой организации с правом юридического лица и численностью работников – членов профсоюза 5 и более человек. Количество коллективных договоров за период 2020-2023 годы увеличилось с 239 до 268. По состоянию на 1 октября 2024 года коллективные договоры отсутствуют в 20 первичных профсоюзных организациях, в том числе в 19 с численность членов профсоюза до 5 человек (включительно).

С каждым годом охват коллективно-договорным регулированием трудовых отношений и социальных гарантий повышался. Так, в 2020 году численность работников, на которых распространялось действие коллективного договора, составляла 11671 человек, в 2021 – 11763, в 2022 – 11864, в 2023 – 11890.

Специалистами обкома проводится правовая экспертиза коллективных договоров и их проектов. Изучается содержание на предмет включения в них норм Генерального, отраслевых тарифных соглашений, соблюдений норм трудового законодательства.По результатам экспертизы нанимателям выдаются рекомендации о включении в коллективные договоры норм вышеназванных соглашений или приведения положений коллективных договоров (их проектов) в соответствии с трудовым законодательством.

Следует отметить, что не все нормы Генерального, отраслевых тарифных соглашений, включаются в коллективные договоры организаций. Основной причиной является отсуствие у нанимателей финансовых средств на их выполнение.

В целях взаимодействия управления культуры, управления физической культуры спорта и туризма, главного управления идеологической работы и по делам молодёжи  Брестского областного исполнительного комитета и Брестской областной организации Белорусского профессионального союза работников культуры, информации, спорта и туризма по реализации социально-экономической политики, защите трудовых прав, экономических и социальных интересов работников отраслей культуры, информации, спорта и туризма в 2021 году был создан Совет по трудовым и социально — экономическим вопросам.

Кроме контроля за выполнением областных отраслевых соглашений, на его заседаниях рассматриваются вопросы социальной защищенности, занятости, оплаты, условий и охраны труда работников отраслевых организаций. За период июнь 2021 по октябрь 2024 года были рассмотрены 40 вопросов по вышеназванным направлениям.

Совместно с социальными партнерами проводятся обучающие семинары-совещания с руководителями и специалистами клубных учреждений, детских школ искусств, библиотечных систем, специализированных учебно-спортивных учреждений области, редакций газет, на которых рассматриваются актуальные вопросы применения трудового законодательства в отраслевых организациях.

В целях защиты трудовых и социально-экономических прав работников в отчетном периоде специалистами областной организации отраслевого профсоюза проводились:

мониторинг полноты и своевременности выплаты заработной платы в отраслевых организациях;

мониторинг занятости работников;

мониторинг организаций находящихся в процедурах экономической несостоятельности (банкротства);

мониторинг в области социальных гарантий, в том числе состояния коллективно-договорной работы;

мониторинг по приостановлению действия отдельных норм коллективных договоров;

выборочный мониторинг уровня заработной платы в учреждениях (организациях) культуры и искусства, информации, спорта и туризма;

выборочный мониторинг цен на культурно-просветительские мероприятия и отдых населения в учреждениях культуры и искусства.

При осуществлении общественного контроля по вопросам оплаты труда в первую очередь уделяется внимание вопросам:

— выплаты заработной платы, в сроки и не реже чем это определено коллективным договором или трудовым договором;

— выплаты заработной платы в размере не ниже установленной минимальной заработной платы;

— своевременности выплаты среднего заработка, сохраняемого за время трудового отпуска и окончательного расчета при увольнении;

— осуществления доплаты за работу в государственные праздники и праздничные дни, в ночное время.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: