Ученики девятых классов средней школы № 72 посетили с экскурсией Гомельский областной драматический театр.
НЕВИДИМЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ
Когда зрители приходят в театр, они видят тяжёлый занавес, сцену, залитую светом, и, конечно же, главных волшебников вечера – актёров. Именно их игра вызывает на наших лицах слёзы и улыбки, им мы аплодируем, дарим цветы и пишем слова восхищения в книге отзывов. Однако вряд ли при этом задумываемся, сколько человек на самом деле стоит за созданием спектакля. Заведующий литературной частью Владимир Ступинский, рассказывая ребятам о коллективе, делает акцент именно на этом факте:
– Актёры, конечно, наша самая главная ценность. У нас в труппе сейчас числится 35 талантливых артистов, однако гораздо больше людей трудится, чтобы спектакль появился на сцене: это не только режиссёры и художники, но ещё и монтировщики, работники светового, звукового, пошивочного цехов, бутафоры, декораторы, реквизиторы, костюмеры, гримёры и многие, многие другие. Все эти люди каждый день делают всё, чтобы актёры вышли на сцену красивыми, чтобы их окружали качественные декорации, а свет и звук помогли воображению перенестись то в другую эпоху, то в другую страну или местность. О том, как это происходит, с ребятами поделились сами работники, которые так часто остаются за сценой.
Я В ХУДОЖНИКИ ПОЙДУ…
Кабинет главного художника Гомельского областного драматического театра Татьяны Стысиной похож на пещеру, полную сокровищ, даром что находится в самой высокой точке учреждения – практически под самой крышей. На любых доступных горизонтальных поверхностях разложены эскизы к будущим спектаклям, рядом – открытые шкафы, полки которых заставлены макетами: можно разглядеть миниатюрную сцену из «Вишнёвого сада», корабль из «Острова сокровищ»… В центре комнаты можно узнать декорации к спектаклю, который только начал покорять гомельскую сцену, – «Свадьбы не будет! Но это неточно…» – Я пришла в театр в 1991 году из сферы моды, – предваряет экскурсию Татьяна Александровна. – В те времена единственной возможностью для художника-модельера получить высшее образование по профессии было поступить в Москву, что могли позволить себе далеко не все. Я закончила Минский технологический техникум (ныне – филиал БНТУ «Минский государственный технологический колледж»), куда прошла несмотря на конкурс в 27 человек на место. После какое-то время работала только с костюмами, трижды побеждала на «Мельнице моды», пока режиссёр Яков Натапов не предложил мне попробовать себя в сценографии. Так всё и получилось…
Сегодня за плечами Татьяны Стысиной столько постановок, что все и перечислить сложно, однако особенно художница отмечает одну из последних – «Цианистый калий? С молоком или без…» – это чёрная комедия, которую поставила Мария Матох, талантливый режиссёр из Минска. – Когда в театре определяются с новым спектаклем, создаётся команда, в которую входят художник, хореограф и режиссёр, от предпочтений которого зависит концепция будущей постановки. Например, заслуженный артист РФ Зураб Нанобашвили, который поставил у нас «Вишнёвый сад», придерживается классических традиций и не любит, когда молодые режиссёры «коверкают» материал.
Мария Матох – другая, по-хорошему странная, поэтому и любит больше такие же странные образы, – делится Татьяна Александровна секретами закулисья. – Когда мы придумывали «Цианистого калия», то отталкивались от стилистики Тима Бёртона. И мне очень нравится то, что получилось, ведь художнику особенно приятно, когда задумка воплощается хотя бы на 80 процентов.
«ПОБЕРЕГИТЕ СЕБЯ!»
Художник-модельер театрального костюма Наталья Кушникова рассказывает о своей работе, не отрываясь от дела, – на сцене стоят декорации к спектаклю «Свадьбы не будет! Но это неточно…», и от неё зависит, какой вид они приобретут к репетиции.
– Я работаю пэ эскизам, – рассказывает Наталья Романовна, не прекращая делать стежки пэ ткани. – Ведь как бывает – художник придумал, нарисовал, а когда посмотрел, как задуманное выглядит в реальности, понял, что нужно по-другому. Вы видите здесь кровать, которая стоит на специальном наклонном станке – её нижний край опущен на 10 сантиметров. Сперва художник решил, что простыня должна свисать, и я сделала рюши, но после оказалось, что всей красоты просто не видно. Значит, надо что-то придумать.
По словам Натальи Романовны, часто всё приходится делать на ходу, а «одевать» спектакль, как говорят в театре, совсем непросто. Костюмы шьются индивидуально на каждого актёра, а в спектакле бывает пэ несколько исполнителей одной роли. А творческая душа, да ещё в образе, бывает, расходится так, что вместе с нею расходятся и швы… – Вырываются рукава, лопаются молнии! Мы стараемся шить двойной строчкой, но это не всегда помогает, и приходится за кулисами устранять неполадки прямо на человеке. А как актёры прыгают, падают! Говоришь иной раз: «Поберегите себя!» Но они не могут по-другому.
Знает не понаслышке Наталья Кушникова, и какими ранимыми бывают актёры, особенно перед спектаклем или после тяжёлой репетиции: – Могут и капризничать, но мы всё понимаем – ты ещё из роли не вышел, а тут какие-тэ булавки… Для всех нас работа в театре сравнима с прикосновением к чему-то волшебному и невероятному. Спектакль – это не кино, в котором фиксируется момент и его нельзя больше изменить. На сцене можно увидеть настоящую жизнь, которую проживают люди с настоящими эмоциями. И каждый раз актёры отыгрывают чуточку по-другому, потому что так чувствуют себя именно здесь и сейчас. Я убеждена, что театр должен воспитывать человека. По словам координатора проекта, заведующей отделом профориентации учащихся Гомельского государственного областного Дворца творчества детей и молодёжи Галины Майоровой, к маю 2022 года запланировано провести более 130 подобных мероприятий.
ДА БУДЕТ СВЕТ!
Анастасия Парфенькова, которая буквально дирижирует светом во время спектакля, тоже пришла в театр не прямой дорожкой:
– На самом деле я совсем не технарь, а художник по образованию, – поделилась девушка. – И хотя основную работу делает компьютер, а также всевозможные приборы, чтобы обучиться специфике обращения с ними, мне понадэбилэсь допэлнительно почти два года. Светоцех – это небольшая комнатка, которую мало кто замечает во время спектакля – она, как и звуковой цех, находится позади зрительного зала. Именно оттуда Анастасия помогает делать картину на сцене ещё более яркой и красивой. – Когда спектакль только репетируется, мы с режиссёрэм эбсуждаем, каким эн хэчет видеть светэвэе эфэрмление сцены. В пэмэщь нам светэдиэдная техника, благэдаря кэтэрэй мэжнэ делать различные цветные заливки в мизансценах и акцентирэвать внимание зрителя на тэм или инэм мэменте. Кэнечнэ, мне не нужнэ на прэтяжении всегэ спектакля делать этэ вручную – всё заранее записывается в прэграмму, нэ и этэйти пэпить чаю, брэсив пульт, я тэже не мэгу. Каждый спектакль – этэ труд, и я эчень рада быть егэ частью. 27 марта этмечается Междунарэдный день театра.
ПОСЛЕ СЛОВ.
В конце экскурсии интересуюсь у ребят, впечатлило ли их знакомство с театральным закулисьем… Девятиклассница Настя признаётся, что работа в театре – это её мечта:
– Я хотела бы стать актрисой, но мама не очень меня в этом поддерживает. Этим летом, после экзаменов, всё-таки попытаюсь поступить в какой-нибудь театральный кружок, чтобы попробовать свои силы. Может, что-то изменится.
Педагог-профориентолог Тамара Шандроха, которая помогает детям определиться с будущей профессией, замечает:
– Моя цель – показать подросткам, что к любой мечте можно идти разными путями. И если что-то не получается сделать сразу, то не сдаваться и идти в обход. В Гомеле продолжает работу образовательно-просветительский проект «Профориентационные экскурсии – профессии моих родителей», благодаря которому школьники, студенты колледжей и лицеев посещают городские предприятия, организации и учреждения, чтобы ознакомиться, как работают специалисты различных сфер деятельности. В Гомельском областном драматическом театре состоявшая экскурсия не первая, здесь рады всем.
Источник: newsgomel.by
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: