КОНФЛИКТЫ НА РАБОТЕ? РАССКАЗЫВАЕМ, КАК ВЫЙТИ СУХИМ ИЗ ВОДЫ

Трудовая дисциплина, права и обязанности работников, правила поведения – то, без чего невозможно функционирование любого коллектива. Однако нередко сами работники о них забывают, отчего возникают конфликтные ситуации, непонимание как с руководством, так и коллегами. Как избежать конфликтов, чего не следует говорить руководителю и коллегам? Об этом мы поговорили с бизнес-тренером из Гомеля Ольгой Ковалевой.

– Конфликты между начальником и подчиненным не редкость. Что становится их причиной?

– Причины могут быть разные. Часто в них виноват сам работник. К примеру, плохо или несвоевременно справляется со своими обязанностями. Озвученные руководителем претензии работнику не всегда понятны, ведь  он не видит картины рабочего процесса целиком, следовательно, не понимает мотивы высказанных руководителем замечаний. А еще мы склонны зацикливаться на своих эмоциях, когда претензии нам кажутся неправомерными, обижаемся. Может возникнуть личная неприязнь, что только усугубит ситуацию.

Иногда причинами конфликта становится некомпетентность начальства или неумение правильно поставить задачи, рассчитать реальные сроки их выполнения. В случае, если работник не понимает сути доведенного задания, следует об этом сразу предупредить руководителя. То же самое касается и сроков выполнения.

– Представим, что конфликт возник. Как себя вести работнику и реагировать на гнев руководителя?

– В первую очередь стоит определить причину конфликта. Если эта причина – личная неприязнь, стоит попытаться поговорить, объясниться. Не поможет, доложить о ситуации вышестоящему руководству. Если конфликт имеет профессиональный характер, то надо понимать, что мы не видим всей стратегической картинки целиком. Начальник нам дает отдельные указания, и их нужно выполнять правильно и в срок. Постарайтесь понять, чего от вас хотят, проанализируйте ситуацию. Уточните, что нужно сделать, чтобы ваши действия не шли вразрез с требованиями начальства. Все вопросы выясняйте наедине. Возмущаться и злиться в ответ не стоит.

На гнев руководителя лучше реагировать спокойно. Эмоции мешают услышать суть проблемы. Если руководитель опускается до оскорблений, попросите его держаться в рамках деловой этики.

– Есть определенные фразы, которых в разговоре с руководителем следует избегать?

– Фразы могут быть разными, но главное их суть. Не стоит говорить, что начальник не прав. Также не отрицайте свою вину и не говорите, что не справились с той или иной задачей, так как забыли о ней. Ваша цель найти взаимопонимание с руководителем. Конечно, если вы дорожите работой. Из любого конфликта есть выход. Если вы не саботажник и хорошо выполняет свою работу, то путем переговоров решите, что угодно. К увольнению стоит прибегать лишь как к крайней мере.

– Как грамотно влиться в коллектив, чтобы общаться с тобой было комфортно и коллегам, и руководству?

– Трудоустраиваясь на новое место работы, вы должны понимать, что попадает в уже сложившийся микроклимат. Первым делом нужно познакомиться с коллегами, запомнить структуру предприятия, выяснить, с кем из руководства будете работать в непосредственном контакте. Четко уясните свои профессиональные обязанности и выполняйте их. Не пытайтесь заигрывать с коллегами или пытаться быть тем, кем не являетесь. Со временем, вы поймете, что и как происходит в коллективе, обозначите свои позиции и принципы. Нужно соблюдать вежливые, доброжелательные и нейтральные позиции, быть открытым и помогать другим в профессиональных рамках.

– Дружбу с коллегами заводить стоит?

– Лучше соблюдать нейтральные, равные отношения. Дружба может мешать работе: вы потеряете объективность, попадете под влияние. Узнав что-либо о вас, друг-коллега может манипулировать вами полученной информацией. Конечно, на работе мы проводим значительную часть жизни, растворяемся в рабочей среде. Лучше договориться с другом-коллегой, что все личные вопросы и рабочие моменты вы будете обсуждать только в нерабочее время.

– Неформального общения в коллективе не избежать. Есть темы, которые являются своего рода табу?

– Обсуждать стоит только рабочие вопросы. Не стоит говорить о своей личной жизни, спрашивать о проблемах других. Вы рискует показаться слабым. Только представьте, сегодня вы жалуетесь на отношения в семье, а завтра требуете уважительного отношения при коллективной работе… При том, что коллега еще помнит, как утешал вас, выслушивая о проблемах. Не стоит обсуждать и критиковать распоряжения и нововведения руководства. Причина в том, что ваши слова могут быть неправильно поняты, а еще хуже – переданы руководству. Обходите стороной не проверенную, ложную рабочую информацию. Избегайте сплетен.

– Чем может обернуться служебный роман?

– Конечно, каждый решает сам, заводить ему любовные отношения с коллегой или нет. Как правило, в подобных случаях работники пытаются скрыть свои отношения. Но все тайное рано или поздно становится явным. Если это роман с руководителем, ваше «льготное», привилегированное положение будет очевидно для коллег, что начнет вносить диссонанс в рабочие отношения. Одни к вам будут относиться с презрением, другие начнут льстить, пытаться подружиться. В конце концов, и между коллегами-влюбленными возникнет созависимость, а в случае разрыва одному, скорее всего, придется уволиться.

Ольга СИМОНОК

Фото из открытых интернет-источников

Источник: 1prof.by

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: