Как юных гомельчан учат творить с батлейкой

Три года назад учителям детской художественной школы искусств Гомеля Ольге Шиловской и Екатерине Бушинской пришла идея создать свой театр. Так в стенах учебного заведения появилась батлейка.

Как особая форма театрального искусства она сочетает в себе труд сценариста, художника-постановщика, сценографа, декоратора, актера и художника. Такой набор возможностей позволяет привлечь максимальное количество участников, где каждый сможет найти выход своим творческим способностям.

Началом школьного театра стало создание собственно батлеечного ящика. Возможность его появления предоставил случай. На улице Полесской под снос шло несколько старых деревянных домов с резными наличниками и ставнями на окнах. Решение, как использовать наличники со ставнями, нашлось сразу. Конструкцию ящика стремились воссоздать самую распространенную на территории Беларуси – двухъярусную с простым задником. Особый колорит и неповторимость продиктованы старинным, местами ветхим и рассохшимся наличником. Сняв многолетние слои масляной краски, удалось обнажить живописную фактуру дерева. Внутри створки представляют более сложную смысловую и визуальную композицию, состоящую из четырех символов евангелистов: ангела и орла (Матфея и Иоанна) в верхних медальонах, льва и быка (Марка и Луки) в нижних. Для декора крыльев применили золотую поталь. По середине на каждой створке находится подсвечник со свечой, так как традиционно сцена и куклы освещались свечами.

Когда пришло время перейти к созданию кукол, решили остановиться на папье-маше. Эта техника хорошо знакома воспитанникам школы, дает возможность создавать форму любой сложности, не требует использования дорогостоящих материй. При этом фигурки чрезвычайно прочные и долговечные.

Традиционно представление в батлейке делится на две части, религиозную и светскую. В соответствии с этим пространство сцены поделено на два яруса. Верхний ярус – «небо». Здесь проходят представления, связанные с библейскими темами. Представьте себе, что мы заглядываем в окошко маленького домика: в центре сцены ясли, склонившиеся над младенцем Пресвятая Дева и Святой Иосиф, ослик и вол согревают младенца дыханием. Именно так начинается спектакль под звуки трогательной мелодии «Христос родился».

Нижний ярус – «земля»: демонстрируются сцены земной жизни и сцены бытового характера.

Первый спектакль, «Царь Ирод», был самым масштабным, в нем участвуют 15 кукол. Классический сценарий переработали, дополнили его интерактивными элементами, зрители по ходу спектакля вовлекаются в действие. Самый зрелищный и запоминающийся эпизод пьесы «Царь Ирод» – это встреча Ирода со Смертью и отсечение его головы. К тому же самый сложный в исполнении. Кукла Ирода устроена так, что его голова должна крепко держаться весь спектакль и только в самом конце легким ударом косы слетать с плеч. Так наглядно показывается смерть зла и торжество добра. Дети всегда с нетерпением ждут эту сцену. Эмоциональный всплеск усиливается праздничным пением «Небо и земля ныне торжествуют».

Светская тематика была представлена спектаклем по мотивам древней легенды «Черная панна Несвижа». Легенда основана на реальных исторических событиях, в центре которых трагическая любовь польского короля Сигизмунда II Августа с литовской княжной Барбарой Радзивилл, отравленной, чей неупокоенный дух бродит по старому замку рода Радзивиллов в Несвиже. Сценарий пьесы Алексея Дударева адаптировали для школьников, подобрали музыкальное сопровождение. Этот спектакль, а также сказки «Морозко», «Репка», «Кот, петух и лиса», созданные самими ребятами и преподавателями, разыгрывались перед учениками школы и их родителями.

Для более глубокого изучения возможностей батлейки Екатерина с Ольгой представили маленьким зрителям сказку «Легкий хлеб». Особенность спектакля – в сочетании папье-маше с набивными тканевыми и вязаными элементами. Животные-герои раскрашены в яркие, нехарактерные цвета, что очень эффектно выделяет их на сцене.

Сложно переоценить значение батлейки для воспитанников школы. Здесь ребята могут применить знания и навыки, полученные на уроках скульптуры, декоративно-прикладного искусства, композиции и цветоведения.

Источник: Правда Гомель

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: