История усадьбы знатного рода Ваньковичей-Оскерко в деревне Рудаков Хойникского района

Оригинальное строение из красного кирпича находится в десяти километрах от райцентра. Здесь забываешь о городской суете и погружаешься в мир былого величия. Представляешь, как владельцы устраивали званые вечера и балы, чаевничали на террасе, прогуливались по аллеям тенистого парка и катались на лодке по пруду.


Усадьба и сегодня смотрится атмосферно

О чем расскажет буква W

По словам главного хранителя фондов Хойникского районного краеведческого музея Андрея Эсауленко, в архивных документах усадьба Рудаков впервые упоминается в 1574 году. Первым владельцем стал князь Михаил Вишневецкий, после часто менялись хозяе­ва, но примерно с 1733-го земли снова стали собственностью знатного рода. Через шестнадцать лет имение досталось дочке князя Эльжбете Замойской, продавшей его роду Ракицких. Когда Изабелла, дочь минского каштеляна Адама Ракицкого и Марьяны Оскерко, вышла замуж за Игнатия Оскерко, фольварк перешел к другому знаменитому роду. Поместье стало приданым Елены Оскерко, когда в 1884-м она стала женой государственного деятеля Российской империи, депутата второй и третьей Госдумы Станислава Костки Ваньковича.

– Вначале семья жила в небольшом деревянном доме, вид которого сохранился благодаря рисунку художника Игнатия Врублевского, сделанному в 1891 году. Хозяевам он казался тесным. По их желанию усадебный дом спроектировал родственник, польский архитектор Тадеуш Ростворовский. Он построен примерно в 1910-м после празднования серебряной свадьбы владельцев, которое Станислав и Елена отмечали годом ранее. Для строительства использовали местную глину и красный клинкерный кирпич собственного производства, о чем говорит оттиск в виде буквы W (Waňkowicz), – отмечает историк.

Известный польский исследователь дворцов и усадеб Роман Афтанази писал, что здание выглядело шикарно. Состояло из трех корпусов: среднего одноэтажного и двух боковых двухэтажных. Выступающие угловые пилястры выразительно акцентировали внимание на парадном фасаде центральной части. Небольшой тамбур замыкался треугольным щитом. Эту часть дома венчал высокий фронтон с полукруглым навершием и рельефным изображением фамильного герба рода Ваньковичей – «Лис измененный». В монотонный облик стены вносили разнообразие прямоугольные подоконники с ключами и двумя карнизами, опоясывающие здание сверху. Со стороны парка располагалась терраса. К дому вела широкая липовая аллея, кареты могли подъезжать прямо к парадному входу.


Так выглядело здание в начале XX века

Модное и антуражное поместье

Опираясь на архивные данные, Андрей Эсауленко рассказывает о модных для начала XX века интерьерах дома. Вестибюль выдержан в охотничьем стиле, пол выложен черно-белой мраморной плиткой, по обе стороны от входной двери установлены чучела медведей, на стенах висели охотничьи трофеи. На мраморном постаменте стояла бронзовая скульптура бога Древней Греции Меркурия.

Для столовой выбраны темно-зеленые тона, стены до половины обшиты дубом, окрашены краской, потолок выполнен в виде крышки шкатулки. Богато украшенный резьбой и гербами рода Ваньковичей дубовый гарнитур смотрелся шикарно, как и камин из черного мрамора. Чайный зал удивлял богато обставленной позолоченной мебелью. Для большого зала привезли из Петербурга два комплекта гарнитура в стиле времен Людовика XVI из шелка кремового цвета.

Стены в будуаре хозяйки снизу покрывала белая лакированная шалевка, сверху – шелковая узорчатая ткань (адамашка), технологию изготовления которой мастера позаимствовали из Дамаска. В библиотеке стояли обитые лосиной шкурой мягкие кресла, дубовые столы с коллекциями книг на нескольких языках, но большую часть составляли нотные альбомы и тетради, ведь Станислав Ванькович, его брат Отон и сыновья увлекались игрой на скрипке. Можно только представить, какие в усадьбе проводили шикарные му­зыкальные вечера.

Во многих комнатах стены были украшены ценнейшими картинами, одна из них – «Море» Ивана Айвазовского, а также фамильными портретами. В усадьбе предусмотрели систему центрального отопления, но хозяева не отказывались от привычных каминов. В отдельных парадных апартаментах встречался цветной паркет, но в основном в качестве материала использовался светлый и черный дуб, который в изобилии рос на Полесье.

Рудаков – райский уголок

Станислав Костка Ванькович превратил Рудаков в райский уголок. Разбитый вокруг усадьбы парк простирался на площади около четырех гектаров. В нем насчитывалось более 300 видов растений, кустарников и деревьев, в том числе экзотических. Территорию перед домом украшал газон с высокими кустами роз.

Фишкой паркового комплекса был каскад живописных озер. В северной части располагался центральный пруд округлой формы в диаметре до 40 мет­ров и островом посередине, на который добирались на лодке. Небольшой канал связывал его с водоемом в юго-восточной части парка. Избыток воды отводился в третий пруд, находившийся далеко за пределами парка. Единая гидрологическая система поражала практичностью, служила хорошим дренажем территории усадьбы, расположенной на тяжелых суглинистых почвах. С дамбами и небольшими перекидными мостиками окрестности тенистого парка выглядели декоративно. Сегодня водоемов уже не встретите, но они угадываются в неповторимом ландшафтном рельефе.


Фамильный герб рода Ваньковичей

Десертное масло для Киева и Петербурга

Станислав Ванькович был хорошим хозяином с новаторскими взглядами, вел хозяйство на высочайшем уровне. В имении было свыше 7000 десятин земли. На территории находились кирпичный и молочный заводы с паровой установкой, пивоварня, лесопилка, показательное лесничество, в пруду разводили рыбу. Животные содержались в просторных и светлых кирпичных коровниках. Известно, что на сельскохозяйственной выставке 1912 года Станислав Ванькович демонстрировал хороших лошадей собственного разведения.

Существенным источником дохода имения считалось производство десертного масла, которое пользовалось хорошим спросом. Ежедневно отправлялось на продажу в Киев и Петербург, жители называли его продуктом исключительно высокого качества.

Станислав Ванькович и Елена Оскерко заботились о подданных. Для их нужд содержали госпиталь, школы, детские приюты, общественные народные читальные залы и клубы. Из спортивных строений был даже теннисный корт. Появились мелиоративные каналы, выстроена разветвленная сеть дорог.

В 1917 году имение национализировали, владельцы уехали за рубеж. Дальнейшая их судьба неизвестна. До начала 80-х в некогда роскошной усадьбе размещался корпус профессионально-технического училища, потом общежитие для студентов. Когда в здании произошел пожар, решено было надстроить второй этаж и изменить форму кровли. Так безвозвратно утрачена уникальная двухскатная крыша с круглыми окнами.

Катастрофа на ЧАЭС отразилась на жизни людей и судьбе усадьбы. ПТУ перенесли в Хойники, а дом стал потихоньку умирать, как и различные постройки конца XIX – начала XX века. Кстати, если будете осматривать поместье, будьте внимательны, на кирпичах обязательно увидите оттиск «W» – признак былой роскоши и призрак дворянства.

Источник: https://gp.by
© Правда Гомель

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: