Художник, что рисует светом. История мастера из Гомеля

В полной темноте вдруг начинают появляться светящиеся точки, вспыхивают полоски, контуры лица и тела, проявляется образ эльфа из сказочного леса… И вот перед вами картина, которая исчезнет, как только включится свет. Магия? Конечно! Этот волшебный мир буквально из пустоты создает художница Александра Грапова.
 
Светописью Александра увлекается около десяти лет, за это время техника еще не стала популярной в Беларуси
ПУТЬ К СВЕТУ
Писать картины светом Александра начала не сразу. В детстве она ходила в художественную школу, потом про­училась несколько курсов в Белорусской государственной академии искусств. Основы и базу постигала вместе со всеми: гуашь, акрил, масло – на классическом холсте изображала пейзажи и натюрморты, получала навыки художественного образования. Особенно нравились портреты, ведь через взгляд, наклон головы и форму губ можно передать характер и настроение, именно изображение человека точнее всего передает мироощущение автора, уверена Александра.

До сих пор иногда она пишет порт­реты дочки, мужа. Некоторые работы можно увидеть в соцсетях. Параллельно живописец развивается в новом для себя направлении, пытается освоить графический дизайн, рисует на планшете. Однако к большим формам и оригинальным жанрам ее тянуло всегда, признается художница:
– Мечтала попасть на станковую живопись, но у меня не вышло. Тем не менее судьба привела к монументальным работам – сейчас я пишу на большом полотне. Это то, что мне подходит. Как будто со временем пазл сложился.
Светописью Александра начала заниматься примерно десять лет назад в Минске. Тогда руководители компании, которая проводила файер-шоу, предложили ей освоить эту технику для совместной работы. Художница согласилась и поняла, что нашла занятие, которое ей действительно по душе. Позже каждый из творческих партнеров пошел своей дорогой.
ТВОРЧЕСТВО ЛЕЧИТ
На первый взгляд технология кажется не такой уж и сложной: есть светонакопительное полотно, которое вбирает в себя свет. К нему ультрафиолетовый фонарик. Ждешь темноты – и пожалуйста, рисуй. Однако на самом деле не все так просто: чтобы рисунок получился объемным и красивым, требуются знания профессионального художника.
Написание картин светом – настоящий релакс и терапия, уверена художница
 
– Это история не про цвет, а про светотень: как передать объем, форму, сделать образ реалистичным. Главная моя задача – добиться, чтобы изображение не было плоским. Многие коммерсанты считают, что это проще простого, на чем и прогорают. Хотят зарабатывать, но учиться не считают нужным, – констатирует Александра Грапова, которая постоянно совершенствуется.
И даже у нее не все получается сразу – идеального результата можно добиться только на десятый, пятнадцатый раз. Она иногда замечает, как люди под копирку забирают ее работы, занимаясь грубым плагиатом. Кто-то же пытается учиться. Однако широкого распространения светопись в Беларуси еще не получила:
– Я рада поделиться опытом, когда люди в этом заинтересованы. Чтобы картинку сделать вкусной, нужна техника, она вырабатывается годами. Кто знает, может, со временем открою курсы или начну проводить мастер-классы. Если увижу, что людям это действительно интересно, с удовольствием научу.

Свои умения Александра демонстрирует и нам: включает приятную музыку, ставит однотонное полотно, берет фонарик и начинает водить ладонями по ткани. Как по мановению волшебной палочки из-под луча света появляется профиль задумчивой девушки, смотрящей вдаль. Светиться такой портрет может от пяти до пятнадцати минут – всё зависит от качества полотна и химического элемента, который он содержит. Есть возможность и выбора цвета: для спектаклей или уличных представлений лучше использовать кислотный зеленый материал, для творческих работ – ткань смешанного цвета:
– Это мое ноу-хау, научилась добиваться и синих, и красных оттенков. Раньше работала только с зеленым. Вообще меня позвали в готовый проект, вручили полотно и инструменты. Но это было не очень профессионально: фонарик с проводом к аккумулятору, который постоянно мешал, несменяемый экран, светодиодные ленты. Еще и сами ремонтировали оборудование, что-то паяли. Со временем узнали, что и лазерную технику можно приручить, и другие приспособления. В итоге закупила готовый набор и продолжила работу на новом уровне.
За минуты, пока картина не исчезла, художница успевает сделать снимок для электронной галереи, ведь светопись – это искусство здесь и сейчас, через полчаса изображение растворяется. Сохраняется только ощущение от него. И фотография.
– Важен процесс, фото и видео не могут его передать в полной мере. Это релакс, полное умиротворение, особенно под правильную музыку. Даже просто поводить по холсту – уже испытываешь вау-эффект. Вот что значит целительная сила творчества, – делится Александра.
НИКАКОЙ ПОПСЫ
Не так давно художница стала частью творческой команды арт-пространства «Зеленый дом» в торговом центре «Мебельный квартал», где ставит спектакли вместе с театром теней. Сейчас в репертуаре «Маленький принц».
– Мне нравится, что концепция эта объединяет несколько видов искусств, – отмечает мастер. –  Важен подбор музыки, важно чувствовать характер сцены, уметь передавать зрителям эмоции. Вместе это создает нужную динамику, происходит настоящее шоу. Настроение, одним словом. Получается что-то абсолютно новое и уникальное.
Как раз во время выступления и раскрывается талант в полной мере. Видно, без знания пропорций создать подобный спектакль не получится. Масштабные формы вблизи не исправишь, а отойти на большое расстояние во время представления возможности нет. Образам зритель верит – они реалистичные, лаконичные, объемные и эффектные. В планах – создание спектакля «Снежная королева».
– Уже есть некоторые заготовки, почти завершили с режиссером подбор музыкального оформления. Надеюсь, перед Новым годом порадуем зрителей премьерой, – говорит Александра.
Светописец не ограничивается одним лишь театром – у нее есть собственные 15-минутные выступления на разные темы, это завершенные истории для праздников. Создает она и работы для себя. Чаще всего что-то с эльфийскими мотивами:
– Не хочется делать попсовые, всем понятные работы. Поэтому регулярно создаю образы многослойные, где каждый найдет что-то свое. Вот оно, настоящее искусство – заставить зрителя остановиться, задуматься, отыскать смысл.
Выставку картин Александры Граповой устроить нельзя, но побывать на ее выступлениях или стать частью ее творчества можно – она готова сотрудничать с музыкантами, художниками, режиссерами. Не отказывает и в благотворительности:
– В последнее время езжу по области с байкерами, они предложили создать сказку для детей из интернатов. Согласилась не раздумывая. Нисколько не жалею и каждый раз с удовольствием участвую в таких проектах.
Художница открыта для экспериментов и уж точно не собирается сидеть на месте.
– Уверена, что важно образовывать новые творческие союзы. Надеюсь, найду новых партнеров для совместного творчества, – не сомневается мастер света.
















Источник: http://gp.by
© Правда Гомель

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: