В 1939 году в Гомеле создали областной русский драматический театр. 20 декабря его открыл «Ревизор». Постановку представили выпускники московского ГИТИСа, ученики народного артиста СССР, профессора, ведущего актера МХАТа Леонида Леонидова.
Боролись три города
Леонид Миронович на тот момент был художественным руководителем института. В середине 1930-х он погрузился в педагогическую деятельность. В вузе его курс так и назвали – «студия Леонидова». За право работать с ним боролись три города, а победил Гомель. Во вспомогательную группу зачислили трех участников драматического коллектива художественной самодеятельности.
Изначально театр делил сцену вместе с другими подразделениями в деревянном цирке на Комсомольской, сейчас на этом месте расположен дом номер 12 на проспекте Ленина. Репертуар включал русскую классику и пьесы молодых советских драматургов. К спектаклям «Ревизор» Гоголя, «Чайка» Чехова, «Васса Железнова» Горького, подготовленным еще в институте, прибавились «Падь серебряная» Погодина, «Машенька» Афиногенова, «Бесприданница» Островского и «Кто смеется последним» Крапивы.
На первые гастроли летом 1940 года артисты выехали в Западную Беларусь. В это время принято решение о строительстве нового здания, но осуществиться планам помешала война.
Особое подразделение
Известие о начале Великой Отечественной застало театр на гастролях в Бобруйске. Вскоре некоторые актеры ушли на фронт, а директор Степан Романович Шуцкий стал комиссаром Гомельского полка народного ополчения.
В августе 1941 года труппа эвакуирована в Тамбов. Большая ее часть преобразовалась во фронтовую концертную эстрадную бригаду, которая дала более 2,5 тысячи концертов и спектаклей на передовой и в тылу. Вместе с частями Красной армии актеры дошли до Восточной Пруссии.
Возрождали послевоенный театр Евгений Полосин и Сергей Остроумов. В феврале 1945-го их отозвали из фронтовой бригады для восстановления работы гомельского театра. Из довоенного творческого состава удалось собрать 14 человек. Репетировать начали в единственно уцелевшем в городе здании со сценой – клубе спичечной фабрики «Везувий» в Новобелице. Первый послевоенный спектакль «Лгунья» зритель увидел 30 июля 1945 года.
Но в 1946-м из-за отсутствия помещения театр перевели в Могилев. В это время пополнился актерский состав, который работал над разножанровым репертуаром. В марте 1949 года из-за трудностей восстановительного периода пришлось свернуть деятельность, многие творческие работники перешли к коллегам в Брест. Но в том же году решили возобновить строительство здания.
Годы странствий
Первоначальный проект разрабатывал ленинградский архитектор академик Иван Жолтовский, окончательный вариант создал его ученик Александр Тарасенко. В 1954-м здание театра, выполненное в классическом стиле, с лепниной, скульптурами, мрамором и позолотой, встретило первых зрителей. Сезон открыла пьеса с символическим названием «Годы странствий» Арбузова.
С гомельским театром связаны имена выдающихся артистов. В 1955 году роль Ивана Рыбакова в одноименной пьесе Гусева играл народный артист СССР Борис Бабочкин – Чапаев в легендарном советском фильме, а в роли Ларисы в «Бесприданнице» блистала заслуженная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии Нина Алисова. Актер из первого довоенного состава Петр Чернов исполнил роль начальника советской разведки Громова в фильме «17 мгновений весны». Именно ему, Алексу, слал шифрованные сообщения Юстас – главный герой сериала Штирлиц. После войны Чернов служил во МХАТе, снялся во многих советских фильмах, стал народным артистом РСФСР.
Из ленинградских мастерских
Как рассказал руководитель литературно-драматической части облдрамтеатра Владимир Ступинский, изначально зал вмещал почти восемьсот зрителей. Во время последующих реконструкций отказались от лож, а также увеличили расстояние между рядами кресел. Теперь здесь чуть менее пятисот мест.
Люстра в зрительном зале весит 1,2 тонны. Она изготовлена в Ленинградских художественных мастерских. Ее «младшая сестра» в фойе второго этажа тоже имеет внушительный вес – чуть меньше тонны.
В нишах расположилась скульптурная композиция из шести фигур «Орфей и Эвридика». Недавно нашелся ее создатель – ленинградский керамист Михаил Копылков. Написал в театр, поинтересовался судьбой своего произведения. Автор входил в группу «распоясавшихся керамистов», художников, которые в 60-е – 70-е годы прошлого века совершили международный творческий прорыв.
В театре все не так. В нем не работают, а служат, подчеркивает Владимир Ступинский. Здесь больше не отделов, а цехов – костюмерный, гримерный, реквизиторский, декорационный, бутафорский, пошивочный, световой, звуковой, монтировочный. За все время существования театра израсходовано более 4,5 тонны грима.
Поворотный круг сцены опирается на двенадцать танковых колес. Такая конструкция обладает высокой надежностью и исправно работает долгие годы. Подъем-спуск декораций производится вручную. Рабочие сцены пользуются веревочными канатами, примерно такими, как на старинных парусных кораблях. А для того, чтобы тяжелые конструкции было легче поднимать и опускать, применяют уравновешивающие металлические грузы.
Фигура на крыше театра – Мельпомена – тоже не совсем правильная. У музы трагедии по историческим канонам в руках должна быть трагическая маска и меч или палица. Наша же держит венок и лиру. Скорее всего, советские скульпторы создали собирательный образ покровительницы театрального искусства.
Как вернуть мужа?
В облдрамтеатре работают семьи и даже династии. Общий семейно-театральный стаж народной артистки Беларуси Людмилы Корховой и актера Александра Лавриновича составляет более 110 лет. Немногим менее у театральной семьи Владислава и Кристины Карако. Еще одна династия – актеры Алексей Бычков, Наталия Задорина, Анастасия Задорина, Александра Бычкова и ее супруг Дмитрий Байков. Театр помогает создать узы не только актерам. Яркий тому пример – Алексей и Снежана Цурановы. Муж руководит монтировочным цехом театра, жена отвечает за звуковое сопровождение.
В театре есть и спектакли-долгожители. Постановку «Как вернуть мужа?» Мэйо и Эннекена сыграли 562 раза, и всегда бессменно был задействован заслуженный артист Республики Беларусь Юрий Фейгин. Сказку «Играй, шарманщик» показали юным зрителям 572 раза. «Любовная авантюра» Задорнова находилась в афише восемнадцать лет. Среди нынешних долгожителей – «Убей меня, голубчик» Несина – более десяти лет. «Незамужнюю женщину» Рацера и Константинова сыграли свыше ста раз. На сегодняшний день в репертуаре театра 45 спектаклей для детей и взрослых, и впереди множество ярких, интересных постановок.
Источник: http://gp.by
© Правда Гомель
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: