Чтобы нивы уродили, а в семье был лад. Как в Гомельской области праздновали Коляды

Коляды — удивительный и красочный праздник. Вечера этих дней — с 6 по 19 января по новому стилю в народе называли «святыми». Как в разных районах Гомельской области праздновали Коляды? Какие поверья и обычаи были у наших предков? Об этом корреспонденту БелТА рассказала фольклорист, доктор филологических наук, профессор Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины Валентина Новак.

Юмор, веселье и надежды на все хорошее

Уникальные сведения о зимних обрядах и обычаях были записаны из уст жителей области во время фольклорных экспедиций студентов и преподавателей Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины.

«В народной памяти и сегодня довольно устойчиво хранится информация о том, как раньше колядовали, какие были гадания на хороший урожай, на суженого, какими приметами и поверьями руководствовались, какие пели колядно-щедровные песни. Такие свидетельства людей — надежный источник представлений о традиционном фольклорном наследии», — подчеркивает профессор.

«Коляды не только радовали наших предков, но и объединяли их весельем, юмором, играми, надеждами на все хорошее и щедрое в личной жизни и в хозяйстве, стремлением узнать о будущем, верой в колядные чудеса, песнями-величаниями, адресованными хозяину дома, хозяйке, сыну и дочери», — добавляет преподаватель.

Она обращает внимание, что и современные люди неравнодушны к колядным обрядам, обычаям, песням. «Они продолжают беречь в глубине своих сердец отголоски колядных празднований прошлого, пробуют познать секреты народной фантазии и вдохновиться поэтичностью мировоззрения белорусов», — убеждена Валентина Новак.

С козой и не только

По словам фольклориста, во время экспедиций удалось раскрыть интересные местные черты и особенности колядно-новогодней обрядности, которая сохраняет общеэтническую основу. Например, в Кормянском районе колядовали не только с козой, в магическое действие которой на урожайность нив и предостережение от несчастий верили жители, но по домам могли ходить и «Пава с пауком» – наряженные девушка и парень. «Такие сведения удалось зафиксировать в деревнях Струкачев, Задубье Кормянского района. В отличие от колядовщиков с козой, Паву с пауком не любили пускать в дом», — уточняет Валентина Новак.

Оригинальный обычай под названием «блох гонять» был в поселке Чехи Наровлянского района. «Как вспоминали местные жители, женщины и мужчины переодевались и ходили «блох гонять». Мужчины брали дубцы, шли впереди, а другой день их меняли женщины», — отмечает, ссылаясь на собранные сведения, преподаватель.

Интересные колядные моменты записали и в Брагинском районе. Так, в деревне Дубровное, когда завершался обряд хождения со звездой, хозяев после их величания садили на стулья и подбрасывали до потолка. Сопровождалось действо такими словами: «Хазяіна з хазяйкай на многае лета! Дай, Бог, пераждаць і на будучы год даждаць. Штоб у вашым доме була радасць, здароўе, штоб у вас усе вялося: і худобка, і сям’я була здарова».

Широко отмечали Коляды и на территории Житковичского района, продолжает фольклорист. Так, сельчане из деревни Пуховичи верили, что Коляды празднуют для того, чтобы всего было в достатке, чтобы в домах был лад. В Хильчицах обязательным персонажем в колядной свите был одетый в лохмотья «щедровщик», который символизировал связь с миром духов предков. В Кольно не только водили козу, но и носили елочку со свечами. «Это было обусловлено мифологическими представлениями об этом дереве, связанными с защитной магией, культом предков, идеей сохранения жизни», — поясняет Валентина Новак.

Неповторимые особенности празднования Коляд отмечены и в Чечерском районе. «Это вождение журавля и переодевание колядовщиков в цыган (агрогородок Мотневичи), обряд вождения коня (Бабичи), использование в качестве «звезды» иконы Божьей Матери (Нисимковичи), обычай на третью кутью водить козу и «носить бусла» (Бабичи), сочетание элементов колядования и переноса свечи (Бабичи, Залесье). В Репище на Коляды переносят иконы Христа Спасителя, Божьей Матери. И возле порога того дома, куда приносят свечу нового года, исполняют магический танец», — перечисляет некоторые особенности профессор.

Не только козу, но и «медведя» водили на вторую кутью в Корме Добрушского района. Детали обрисовывали старожилы: «Выварочвалі кажух, адзявалі на якога-небудь мужыка, давалі яму палку. Разам з «мядзведзем» хадзілі шчадраваць, на вуліцах ен пужаў людзей».

Как зазвать мороз на ужин

Важный компонент структуры колядно-новогоднего обрядового комплекса Гомельской области — зазывание мороза на колядный ужин. «Это происходило на первую кутью, или на вторую, или на третью, или на все три. И в разных уголках ритуальный диалог приглашения мороза отличается именно регионально-локальным колоритом», — подчеркивает преподаватель. Так, некогда в деревне Дуброва Наровлянского района зазывание мороза на ужин сопровождалось стрельбой из ружья. «Жители деревни рассказывали, что готовили разную еду, обязательно звали гостей, садились и кричали в окно: «Мароз, Мароз, ідзі куццю есці!». И после этих слов должны были выстрелить из ружья», — погружает в мир поверий Валентина Новак.

А в Лоевском районе бытовал на Коляды обычай заклинания неурожайного дерева. «Подходили люди к яблоне с топориком и говорили: «Не будзеш пладаносіць — ссяку цябе». И, по воспоминаниям старожилов из Лоева, на следующий год ситуация менялась к лучшему. Устрашали топором яблони, чтобы они «яблоки уродили», и в деревне Козероги», — рассказывает фольклорист.

На вопрос, почему горшочек с кутьей обязательно должен был стоять на сене, во время экспедиций в этом же районе получили такой ответ: «Ісус радзіўся на сене». «При этом мотив спасения Христа местные жители связывали с интересной интерпретацией паука. Говорили, что, когда младенца Христа уже искали, «павук заснаваў тое месца павуціннем» и помог спрятацца Божьей матери с дитем. И неслучайно, на Полесье широко распространено поверье о том, что паука нельзя убивать. Лоевчане рассказывали: если паук ползет, его надо снять и «выкінуць». Потому что его роль, обсусловленная идеей плетения как сотворения мира, оберега святого семейства, соотносится с небесной символикой», — говорит о представлениях полесских жителей профессор.

Зачем колесо жечь и мелом на стенах рисовать

В Огородне Кузьминичской Добрушского района с надеждами на хороший урожай были связаны следующие действия: как только колядовщики заходили в дом, хозяин старался разбить тыкву о пол. «Люди верили: если получится разбить от одного удара, да так, чтобы семечки посыпались в разные стороны, то год будет богатым, урожайным», — разъясняет Валентина Новак. И подкрепляет записями от сельчан: «Семкі гэтыя чарадзейныя, як і хлеб, што даюць шчадроўшчыкам, ад злога вока, ад хвароб».

В Углах Рогачевского района водили с песней «Ідзе старая Каляда, прыдзі, мая доля» хоровод вокруг огня, в котором сжигали чучело старой Коляды. Запрягали и тройку лошадей, которой управляла молодая девушка как образ-символ новой Коляды, Нового года, а также всех обсыпали зерном.

«На третью кутью, которую отмечали на Крещение, в д.Кошевичи Петриковского района хозяин рисовал кресты на окнах и дверях дома, чтобы защитить подворье от воздействия нечистой силы», — приводит еще один обряд преподаватель. Она обращает внимание: обычай рисовать мелом на стенах дома или хозпостроек получил свою интерпретацию в Мозырском районе, где вместо крестиков наносили изображения лошадей. «Коні, коні, уязжайце, з сабой мароз забірайце», — такими словами, как удалось записать во время экспедиций, сопровождали рисование на Мозырщине.

 

 

Во время колядования в Буда-Кошелевском районе показывали батлеечные представления, фрагменты из драмы «Царь Ирод», переодевались в цыган (например, в Еленце), водили журавля (в Потаповке), ходили с медведем (в Уваровичах).

А в Речицком районе бытовал обряд, во время которого сжигали колесо — его затаскивали на 10-метровый столб, предварительно облитый холодной водой. «Считалось, что колесо — символическое воплощение старого года, только после ухода которого наступал новый», — исходя из народных поверий, расставляет акценты профессор. И приводит уточнение, записанное от жителей Озерщины: «Чалавек, які спаліць кола, лічыцца лепшым гасцем, якога трэба заўседы гасцяваць».

Чтобы жилось богато и здоровье не подводило

«С Колядами связаны и многие поверья наших предков», — продолжает преподаватель. Так, в Присно Ветковского района верили: тыквы дадут хороший урожай, если разбить ту, что оставили на семена, когда придут первые щедровики. В Ивольске Буда-Кошелевского района хозяин разбивал на старый Новый год тыкву, чтобы жилось богато. Сельчане из Победителя Лоевского района отдавали сено из-под колядной скатерти корове — чтобы много молока давала. А в Великом Бору Хойникского района на сено из-под колядной кутьи весной садили курицу, чтобы выводились цыплята.

В Поколюбичах Гомельского района с метелью на Рождество связывали хорошее роение пчел. На Крещение в домах Синичино Буда-Кошелевского района старались поддерживать чистоту. Верили: это поможет быть семье здоровой весь год.

«В Солтаново Речицкого района считали, что нужно именно на третью кутью, связанную с Крещением, успеть перекреститься и попросить Бога о заветном, сокровенном. По убеждению жителей деревни, такая возможность выпадает лишь раз в год, потому что «нябесы ў гэты дзень раскрываюцца», — приводит еще одно представления предков фольклорист.

«Духовная культура белорусов, в том числе и колядные традиции, являются важным источником воспитания любви к родному краю, осознания огромной ценности народного наследия», — заключает Валентина Новак.

 

Источник: belta.by

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: